пятница, 22 октября 2010 г.

Шени мои, Шени…

Как Вы уже поняли из предыдущего сообщения, к вопросу «О Душе» я подхожу исключительно с физиологических позиций, или, если хотите, с «психологических», хотя все психические процессы имеют под собой исключительно физиологическую основу, т.е. материальную. Тогда верю ли я в материальность Души? В контексте вышесказанного конечно верю. Тогда если Душа (т.е. устойчивая психическая структура) материальна, возможно ли ее внетелесное бытие? Однозначно нет! Почему? Отвечу вопросом на вопрос. А возможно ли бытие правого полушария головного мозга отдельно от организма, из которого его изъяли? В формалине, в принципе, возможно, однако, бытие ли это? Улыбка. На этом предлагаю закрыть тему о путешествиях Души до и после смерти человека, хотя к этому вопросу мы еще раз вернемся в посте под названием «А что же вечно?».

И так, если ни что и не куда не «выходит», тогда зачем это (Душа) нужно? В принципе, подавляющая часть рода человеческого отлично обходится и без нее (Души). Ну не надо обижаться! У меня тоже процесс в этом направлении (т.е. обретения Души) находится только в зачаточном состоянии, однако о некоторых своих наблюдениях, я все же решился написать Улыбка. Тогда почему мне представляется важным двигаться в этом направлении? Вы это поймете из еще одного определения: Душа это результат сознательной интеграции внутреннего психического пространства. А зачем это надо (интеграция, да еще сознательная)? Это просто. Вопрос интеграции психики это в первую очередь вопрос полноты самореализации. А это, согласитесь, то, чем действительно следует серьезно заниматься! Таким образом, основная цель (моя) есть максимально полная самореализация, а «обретение Души» это всего лишь побочный результат процесса, ведущего к основной цели, и всего-то Улыбка. В этом плане весьма печально наблюдать практикующих (начинающих, и уже со стажем), которые главной целью практики становят просмотр мультиков, связанный с «путешествиями Души». Ну ладно о грустном... Предлагаю перейти к практическим вопросам – этапам интеграции психики, т.е. обретения Души.

Рассуждать об этих этапах мы будем с привлечением знаний, полученных в русле Даосской философии. Как я уже говорил в прошлом сообщении, древние религиозные школы сумели достигнуть ощутимых успехов в деле изучения психики человека путем самонаблюдения (и не только), и было бы глупо не пользоваться этими знаниями. Здесь при описании этапов интеграции психики мы будем использовать Даосскую терминологию, принятую ими для описания этапов развития/эволюции Души, а именно: Инь-шень, Юань-Шень и Ян-Шень.

Инь-шень. Из глубины веков до нас дошли сведения о том, что этим «типом» Души обладают все без исключения представители рода человеческого, не зависимо от того практикуют они чего-либо там или нет. – Странно, - скажете Вы, - А ведь выше было сказано, что большинство народонаселения планеты земля отлично обходится и без Души. Это так, поскольку уровень интеграции внутреннего психического пространства, который можно обозначить как Инь-шень, я не считаю результатом, заслуживающим хоть какого-нибудь серьезного внимания, т.к. он достигается преимущественно в результате автоматического существования. Действительно, определенные интеграционные процессы происходят и на этом уровне, мы что-то осознаем, делаем выводы, может быть даже начинаем учиться на чужих ошибках... В результате, формируется «зародыш» той психической структуры, которую затем, при приложении определенных усилий, можно развивать дальше. Вот как раз эта структура и была обозначена на схеме в предыдущем посте, как «узенькая зелененькая полоска», теперь поименуем и эту структуру среди прочих.

Структура психики_ Инь-шень

Почему она расположена между «Оперативным пространством» и «Личным нажитым»? В принципе, без разницы, где ее располагать, поскольку, как я уже говорил ранее, модель абстрактная и к реалиям «психофизиологии» не имеет никакого отношения. А вот если расположить «Инь-шень» в другом месте, то далее объяснять что-либо относительно уровней интеграции психики будут затруднительно Улыбка. Прежде чем переходить к разъяснениям о «Юань-шень», отвечу на вопрос, который Вы себе наверняка уже задали. А как же происходит эта самая пресловутая интеграция?

Грубо говоря, этот процесс происходит в 2 этапа: 1) событие необходимо заметить, т.е. обратить на него внимание; 2) затем его (событие) необходимо осознать, т.е. уяснить для себя причины его возникновения и последствия, связанные с ним.

Как тренировать внимание мы уже много говорили, по-моему, дан исчерпывающий объем практик (даже с избытком). А вот про то, что происходит с этим самым «вниманием» мы еще не говорили. А происходят два серьезных процесса. Во-первых, увеличивается Глубина Резко Изображаемого Пространства (ГРИП) внимания. Что это? ГРИП в фотографическом деле — расстояние между ближней и дальней границами пространства, измеренное вдоль оптической оси, при нахождении в пределах которого объекты находятся в фокусе (на снимке получаются достаточно резко). Рисунок ниже иллюстрирует это.

DOF-ShallowDepthofField

В нашем случае границами пространства являются внешняя среда (ближняя) и инстинктивно-рефлекторное ядро (дальняя). Увеличение ГРИП внимания позволяет четко «разглядеть» все цепочку психических реакций на то или иное событие (внешнее или внутреннее) вплоть до импульсов, исходящих из инстинктивно-рефлекторного ядра (в пределе). Т.е. появляется возможность «разглядеть» не только причину, но и всю совокупность последствий, вызванных внешним или внутренним событием. Зачем это надо? Для того, чтобы было что анализировать на досуге, и, по возможности, сделать соответствующие выводы. Однако немного отвлеклись. Вернемся к вниманию. Второй процесс, происходящей при регулярной тренировке тоже имеет «фотографические корни», а именно – происходит расширение диапазона воспринимаемых событий, т.е. как будто мы поставили на камеру широкоугольный объектив. Теперь можно и панорамы фотографировать, т.е. воспринимать существенно больший объем информации, чем было до этого. Таким образом, становится возможным «смотреть» не только в «глубину» собственной психики, но теперь еще и в «ширину». По мере обретения указных свойств, Вы начнете «тоньше» различать происходящие в психике процессы, и рано или поздно, «увидите» хоровод СТП (см. предыдущий пост) в оперативном пространстве психики. Вот этот момент и будет означать начало следующей стадии интеграции психики, которую мы обозначим Даосским термином «Юань-шень».

Юань-шень. Что же под этим термином имели ввиду наши мудрые Даосы? Они имели ввиду эволюцию (в результате практики конечно) Инь-шень в Юань-шень, т.е. из одной «базовой» Души развивалось несколько Душ более высокого уровня. Эти Души могли самостоятельно путешествовать вне тела по Вселенной (Космосу, если хотите), и учится, а возвращаясь в тело, делится полученными знаниями. Так, если вкратце, считали Даосы. Теперь попробуем, как говорится, «свести концы с концами», т.е. с тем, что предложено мною в рамках 41-й модели Улыбка.

Без сомнения, Юань-шень более высокий уровень интеграции психики, чем Инь-шень, поскольку реально сложно обнаружить в наличии в ней структуры СТП. СТП это действительно практически полностью изолированные друг от друга структуры, поэтому восприятие Даосами их (СТП) как «отдельные» Души совершенно обосновано. Далее, путешествия вне тела… Много уже мы об этом говорили, однако скажу еще раз. Феномен выхода Души из тела это достаточно рядовое явление, происходящее в состоянии сенсорной депривации. Другой вопрос в том, что с какой личностной структурой (СТП) было ассоциировано Ваше (Даоса) “Я” во время протекания этого феномена? Правильно, как Бог на Душу пошлет. А вот внимательные Даосы обнаружили, что эти состояния можно контролировать, и ассоциировать со своим “Я” различные личностные структуры в процессе этого феномена. Таким образом, наши мудрые предки использовали указанное свойство психики для ее изучения, как говорят в науке in situ. А вот большинство современных «практиков» используют это феномен для получения экстраэмоциональных переживаний, т.е. не для созидания, а для разрушения самих себя. Что касается обучения, полученного в результате опыта, накопленного каждой отдельной Душой по возвращении ее в тело, то тут тоже нет никаких противоречий с нашими добрыми Даосами, с той лишь разницей, что вне тела никто не путешествует. А вот пристальное изучение своих СТП действительно позволяет получить новые знания о самом себе. Так что и с обучением все в порядке Улыбка.

Необходимо заметить, что Даосская философия формировалась в очень далекие времена, когда большинству наблюдаемых явлений не было рационального объяснения. Поэтому их тексты (и не только их) описывают воспринятые ими явления и выводы, полученные на их основе, в метафорической форме. Просто по-другому в то время было не возможно это сделать. И главная наша ошибка (современных практиков) как правило, заключается в том, что мы воспринимаем эту информацию буквально. И настойчиво добиваемся “выхода Души” из тела с соответствующими последствиями для телесного и психического здоровья. Однако, пора вернуться практике Юань-шень.

И так, согласно Даосам, далее практика протекает в направлении дальнейшего образования Юань-Шень душ из Инь-Шень души. При этом по достижении их определенного количества, например, Патриарх Школы Чжун Юань Цигун Мастер Сюй Минтан считает, что достаточно иметь 81 Юань-шень душу, начинается следующий этап практики – Ян-Шень. Однако, перед тем как перейти к описанию этого этапа, необходимо сказать о том, что означает рост количества Юань-шень Душ в контексте описанной мной модели. Это означает всего лишь, что со временем Вам удается идентифицировать все (или почти все) СТП, присутствующие в Вашей психике. А вот сколько их там 81, больше или меньше, это уже не важно, главное, что бы Вы имели представление о том, что происходит в Вашем психическом пространстве. Поскольку, прежде чем что-то «интегрировать», нужно иметь об этом «что-то» хоть какое-то представление. На следующем рисунке изображен результат интеграции внутреннего психического пространства на уровне Юань-шень.

Структура психики_ Юань-шень

Видно, что «узенькая зелененькая полоска» ранее обозначавшая Инь-шень стала шире, и перекрыла зону, занимаемую «оперативным пространством». Фактически это означает, что, в пределе, подавляющее большинство процессов, происходящих в «оперативном пространстве», включая и весь сонм СТП, осознаются или, хотя бы, автоматические переключения между различными СТП сведены к минимуму. Но это, как говорится - в пределе…. Реальная ситуация как правило значительно сложнее, по крайней мере в моем случае, годы автоматического исполнения «типового» набора ролей привели к тому, что не всегда я успеваю отследить момент, когда становлюсь «Начальником», «Папой» и т.д. Впрочем, я от этого не переживаю, и Вам не советую, поскольку процесс интеграции психики – процесс эволюционный, а бежать впереди «паровоза» в этих делах весьма опасное занятие. И так если у кого и возникали вопросы о моем «уровне» практики (а такие вопросы почти всегда возникают в кругах цигун/йоги/чегототамеще), то теперь он должен сняться. Все, дорогие мои, весьма посредственно, нет пока внутри единства, от того и пишу этот блог уже 1,5 года, а Вы его читаете Улыбка. Ну да ладно, предлагаю перейти к «разъяснениям» относительно следующего этапа – Ян-шень. Как Вы уже поняли, мой практический опыт в деле интеграции внутреннего психического пространства закончился на начальной стадии Юань-шень, далее пойдут сугубо теоретические размышления, полученные на базе сведений, дошедших до нас от Даосских мастеров.

Ян-шень. А дошло вот что. «Расплодившись» до определенного количества Юань-шень души перестают выходить из тела и «сливаются» в одну Ян-Шень душу – это первая стадия. Далее, с течением практики, Ян-шень душа преобразует тело, после чего оно становится не подвержено болезням, обретает всякие чудесные свойства и т.д., а в пределе становится бессмертным.

Теперь предлагаю Вам интерпретацию написанного выше текста. В первую очередь необходимо прокомментировать тезис о том, что Юань-шень души перестают путешествовать и возвращаются тело. По-видимому, этот процесс можно описать выражением «начать жить здесь и сейчас». Как это? В действительности наше сознание в редко «находится» в теле, а в основном «путешествует» вне него. Мы либо размышляем о будущем, строим планы, либо вспоминаем о прошлом. В режиме «здесь и сейчас» мы пребываем крайне редко. Лишь в редких случаях наше сознание накрепко «связанно» с телом. Например, поскользнулись на льду, почувствовали боль (обожглись или еще что-то) и т.д. Вот в эти моменты тело и сознание едины, а потом снова разделяются – тело функционирует, а сознание порхает Улыбка. БАЦ, головой об столб, опять на какое-то время вместе, а потом все возвращается на круги своя. Спросим себя, а возможен ли режим существования «здесь и сейчас» на постоянной основе? Уверен – нет. Дело в том, что основное преимущество человека перед братьями нашими меньшими в том-то и заключается, что наше сознание «порхает», делает прогнозы, строит планы и т.д. Без этого свойства человеческой психики нас было бы трудно отличить от амеб, например, там действительно только «здесь и сейчас». Тогда что же имели в виду Даосы (и не только они)? Мне представляется, что они говорили, о прекращении «Маниловщины», и наступлении периода в жизни, характеризующегося максимально трезвой оценкой окружающей действительности и своих возможностей по взаимодействию с ней. Вот что, по моему мнению, означает возвращение Юань-шень душ обратно в тело.

Теперь поговорим о процессе слияния Юань-шень душ в Ян-шень душу. Мне представляется, что это означает интеграцию массива СТП в единую личность, с которой в дальнейшем и будет всегда ассоциировано наше “Я”. Как этот процесс происходит? Мне думается, что просто от каждой нашей СТП остается лучшее, а худшие стороны «исправляются» в результате практики, со временем и формируется целое и не делимое “Я”, по-Даосски – Ян-шень.

Теперь поговорим о второй стадии - Ян-Шень преобразует тело. Как я это понимаю? А вот так. Здесь считаю, что не нужно воспринимать слово «тело» буквально, т.е. руки, ноги и т.д. Мне кажется под термином «тело» стоит в первую очередь понимать психическое «тело», т.е. базу, основу психики. Вот к этой «основе» я готов приписать структуры, обозначенные на рисунках, как рефлекторно-инстинктивное ядро, коллективное бессознательное, личное нажитое. Это те структуры, которые бессознательно (т.е. без участия сознания) управляют нашим поведением, замечу, большую часть жизни. Так, что значит «Ян-Шень преобразует тело»? А значит буквально, то о чем мы уже написали раньше, когда говорили о ГРИП внимания. Т.е. по мере увеличения ГРИП внимания у нас появляется возможность различать происхождение импульсов исходящих из «тела» нашей психики в ответ на те или иные внешние или внутренние раздражители. Грубо говоря, Вы начинаете отчетливо понимать, почему это Вам не по себе, когда, например, все празднуют Пасху, а Вы нет. В этом момент до Вас доходит, что импульсы исходят из «коллективного бессознательного», и что может быть лучше и сварить в следующий раз яйца, и испечь кулич, чем ощущать дискомфорт в психике и т.д. и т.п. У Вас появляется возможность «различить» вытесненные сознанием в область бессознательного проблемы, и найти способы избавится от них и т.д. и т.п. Таким образом, происходит преобразование «тела» психики - сознание и соответственно Ваше “Я” осваивают доселе неизведанные просторы собственной бессознательной психики, расчищая образовавшиеся там за время автоматического бытия завалы, и интегрируя их в целую и неделимую личность. Отразим вышесказанное на схеме.

Структура психики_ Ян-шень

Как видите, то, что раньше было «тоненькой зелененькой полоской» равномерно покрывает все обозначенные на рисунке психические структуры. Вот это, по моим представлениям, и соответствует уровню интеграции психики – Ян-шень. Хорошо. А как же физическое тело? С ним все как раз нормально становится, действительно, думаю, оно будет «предельно здоровым», правда с поправкой на генетические особенности индивида. Т.е. один будет в 100 лет способен подковы гнуть, а другой, например как Стивен Хокинг, сможет только глазами двигать, но при этом «выжмет» из своего тела все, что только возможно, а, согласитесь, без полноценной интеграции своего внутреннего психического пространства, он (Стивен Хокинг) не смог бы достичь тех высот, которых достиг в мировой науке. А что же с бессмертием? Мы обязательно поговорим на эту тему позже в посте с названием «А что же вечно?».

Вот собственно и все, что я хотел рассказать об этапах интеграции психики, конечно же, в моем представлении Улыбка. Осталось только кратко резюмировать изложенный материал:

- Душа это результат сознательной интеграции внутреннего психического пространства.

- Психика проходит следующие этапы интеграции: Инь-шень – индивид живет себе, живет, и вдруг понимает, что что-то надо с этим делать…; Юань-шень - в результате самонаблюдения индивид обнаруживает, что он в зависимости от окружающих внешних условий автоматически исполняет социальные роли (стереотипические модели поведения), определяет количество этих ролей, изучает их, и предпринимает сознательные попытки впредь избежать автоматического их исполнения; Ян-шень – в результате дальнейшей внутренней работы формируется целая и неделимая личность, влияние которой в пределе распространяется и на область бессознательной психики.

Напоследок повторюсь. Интеграция внутреннего психического пространства процесс эволюционный, и является «побочным» результатом практики, главной целью которой является максимально полная самореализация практикующего. Так, что не стоит пристально “вглядываться” в пучину внутренних психических процессов, все должно происходить естественно и без напряжения Улыбка. Успехов!