среда, 8 июля 2009 г.

Как мы учимся и у кого?

Со временем у меня сложилось  представление о  процессе и основных этапах обучения практическим методам саморегулирования человека (цигун, йога, психология и т.д.). Для начала необходимо договорится о терминах: учитель – тот кто учит (это не обязательно йога или цигун), ученик – тот кто учится. Пожалуй начну…

Человек это открытая система, по этому решительно не возможно научится чему ни будь   значительному без помощи другого человека (людей). Это правило действует во всех без исключения сферах человеческой жизни, не важно: математика, вышивание крестиком, выращивание кактусов, практика цигун и т.д. Как же начинается обучение? Просто. В большинстве случаев обстоятельства складываются таким образом, что Вы приходите к необходимости учится. Например, Вам исполнилось семь лет,  и Вас отправили в школу, поскольку практически всех детей отправляют в школу в этом возрасте. Или Вы шли по улице, зашли в зоомагазин и увидели аквариум с рыбками – все, Вы стали аквариумист, или не стали :-) Или шел, упал, очнулся, гипс – опять же обстоятельства… Какие формы обучения бывают? Вам они известны: очная, заочная и синтез материала, полученного из первых двух форм обучения, а также личного жизненного опыта. В начале, самая эффективная форма обучения - очная, т.е. получение знаний не посредственно от их носителя. Например, можно прочитать много книг по вышиванию крестиком, но достаточно лично посмотреть, как работает мастер, и сразу - прогресс на лицо. Далее, у каждого по разному.

Как встретить человека у которого можно чему либо научится (учителя)? Это так же весьма не сложно. Здесь действует один из объективных законов, а именно: Подобное притягивает подобное. Если Вы серьезно увлеклись аквариумными рыбками, Вы станете посещать места где собираются аквариумисты, у Вас появится много друзей из сферы этого хобби. Ваши родные только будут недоумевая говорить – Где ты только их находишь? Этот закон действует во всех сферах. Как только Вы стали “погружаться в эзотерику”, сразу Ваш “внутренний магнит” начнет притягивать ясновидящих, цигунистов и йогов всех мастей, только успевай “разгребать” - кто есть кто :-) Понятно, что “качество”, встречающихся Вам индивидуумов будет прямо связанно с “качеством” Вашего внутреннего содержимого (мира). 

Теперь попробую обозначить основные этапы учебы. Как говорилось выше, нужен начальный импульс – внешний или внутренний. Наверняка найдется и у кого учится. Далее, обучение продолжится в группе. Это очень важный этап, поскольку, часто, если человек не бросает учится, он остается привязан к группе, в которой начал свое обучение. Обычно, группа преобразуется в тусовку со свойственной подменой практики на болтовню. Выход из группы очень важен для эффективной практики. Если это случится, далее, Вы будете практиковать самостоятельно, время от времени встречаясь с другими практикующими, анализируя имеющуюся литературу и т.д. Этот период необходим для того, что бы появилось внутренне ощущение того, что Вам нужно делать, а что нет. По мере того, как у Вас сложится собственная система практики, Вы почувствуете необходимость ее обсудить и проверить, и вот – Вы новоиспеченный УЧИТЕЛЬ :-) Основная проблема этого этапа такая же, как и первого (работы в группе) – все может свестись к тусовке, только с элементами театральной постановки: Вы – играете роль учителя, абсолютно запутавшись в том, что Вы делаете, но не подавая виду, и каждый раз напуская все больше тумана, что бы адепты, особенно те, которые уже давно у Вас учатся, не потеряли интерес к Вашей персоне, и исправно несли “деньги” в кассу, подавая пример новоиспеченным послушникам. Знаю, что Вы сейчас подумали :-) Не надо… не впервой,  как говорится :-) Если и этот рубеж (именно так) пройден, вариантов развития событий становится не много. 1) Вы реализуетесь как серьезный, ответственный, а главное, понимающий, что и для чего делается  учитель йоги/цигун/ЧегоТоТамЕще. Обычно открывается школа,  работающая на регулярной основе. 2) Вы реализуетесь в мирской сфере, при этом полученные знания являются инструментом этой реализации. Учителей 1 направления немного, но их можно достаточно легко найти в пределах бывшего СССР, это известные школы йоги/цигун/психологии и т.д., и они без сомнения дают качественные и проверенные знания.  Учителей 2-го направления еще меньше и встретить их практически невозможно, поскольку они редко распространяются о  своей практике.

И последнее. Учитель появляется только тогда, когда ему нужен ученик/и, одно без другого не возможно, поскольку он не в силах в одиночку выполнить поставленную перед собой задачу. Например,  проверку и развитие собственной системы знаний. Спросите учителя о его цели, и Вам все станет ясно. По ее достижении Вы неминуемо расстанетесь, но это позволит Вам развиваться дальше, выстраивая собственную практику на новом уровне, для максимальной реализации Вашего потенциала.